Маркетплейс в 2018: все, что нужно знать

//Маркетплейс в 2018: все, что нужно знать

Маркетплейсы — это торговые интернет-площадки, которые выступают посредником между покупателем и продавцом. Основная задача маркетплейса — упростить взаимодействие между продавцами товаров (услуг или информации) и потенциальными покупателями. В 2018 году маркетплейсами уже никого не удивишь. Мы каждый день взаимодействуем с ними, даже не подозревая об этом.

Маркетплейс в 2018: все что нужно знать

Что такое маркетплейс? Особенности marketplace

Маркетплейс (англ. online marketplace, online e-commerce marketplace) — платформа электронной коммерции, предоставляющая информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса — Википедия.

Ключевая особенность маркетплейсов — наличие более чем одного продавца (vendor, вендор). Например, если вы заходите на сайт и видите в карточке товара надпись: «Продавец этого товара — ИМЯ МАГАЗИНА», вы находитесь на маркеплейсе. В интернет-магазинах подобных надписей обычно нет.

карточка товара в allo

Пример карточки товара в allo.ua

На скриншоте видно, что в зависимости от продавца, условия оплаты и доставки отличаются.

За счет большого количества продавцов, маркетплейсы предлагают пользователям огромное количество предложений. Большой ассортимент — это преимущество, которое привлекает больше потенциальных пользователей. В свою очередь, посещаемость маркетплейса — один из факторов привлечения новых продавцов.

Еще одна особенность маркетплейса — огромное количество товарных групп и категорий. Например, сайт продает все: от бытовой техники до средств по уходу за растениями. Типичный пример, понятный украинскому пользователю — rozetka.ua (более 600 категорий товаров). Помощь с наполнением товарного каталога.

Обычный покупатель не увидит других отличий. Если же вы выступаете в роли продавца, то определенно будут свои особенности. Например, размещая товары на маркетплейсе, не нужно думать о технической составляющей. Для продажи товаров достаточно просто загрузить товары в систему и настроить несколько аспектов процесса продаж (обычно — при регистрации вендора на площадке и заключении договора).

Начиная продажи на маркетплейсе, не нужно думать о хостингах, серверах, CMS системах и домене. Главное — загружать актуальную информацию о товарах/услугах, которые хотите продать.

Еще одна особенность: маркетплейсы сами занимаются активной лидогенерацией. Если проще, вам не нужно вкладывать в SEO, контекстную рекламу или любой внешний канал привлечения трафика. Единственный вид рекламы, который может быть необходим — внутренняя реклама в рамках маркетплейса. Вы платите за то, чтобы ваши товары были выше на определенных страницах категорий.

Важный момент. Если вы считаете стоимость привлечения лида, наверное, сталкивались с ситуацией, когда лид с маркетплейса обходится дешевле, нежели с AdWords или SEO. Все зависит от вашей ниши или товарной категории.

За счет «лояльной» аудитории и высоких позиций в поисковой выдаче, стоимость привлечения лида на маркетплейсах может быть ниже. Аналогично, показатель конверсии у маркетплейса будет выше, нежели в AdWords, Facebook или других рекламных каналах.

Отметим, что маркетплейс — это прежде всего бизнес логика и процессы, которые происходят «под капотом», а не обычная витрина с большим ассортиментом.

Источник: ictv.ua

Какие бывают маркетплейсы?

Немного поговорим о видах маркетплейсов. Выделяют основные типы:

  • по типу участников (сегментам). Площадки могут ориентироваться на розничных клиентов (B2C, бизнес продает потребителям), оптовые продажи (B2B, бизнес продает бизнесу) или розничные клиенты продают рознице (С2С/P2P)
  • по предлагаемым продуктам. В данном случае маркетплейсы могут продавать товары (OLX.ua), услуги (kabanchik.ua), контент или информацию (Youtube).
  • по способу оказания услуги.  Бывают онлайн продажи (online commerce),  когда услуги происходят полностью в интернете и онлайн-офлайн продажи (O2O, online to offline). Ярким примером O2O в Украине выступает kabanchik.ua, когда услуги сантехника можно заказать онлайн, а кран починят на твоей кухне.
  • по способу монетизации. В зависимости от источника дохода маркетплейса (продажа трафика, лидов, рекламы, доп. услуг и пр.).

Примеры маркетплейсов в таблице:

Тип площадкиСегментПримеры
Ритейлеры, ориентированные на розницуB2CAmazon, Alibaba, Rozetka.ua, Prom.ua
Ритейлеры, ориентированные на опт (бизнес, тендеры)B2B, B2GAliExpress, Zakupki.prom.ua, Prozzoro
КлассифайдыB2C, C2C, B2BOLX.ua, Avito, Craig's List
Сравнение ценB2CHotline, PriceSpy
Скидочные сервисыB2CPokupon, Groupon
Образовательные платформыB2C, C2CCoursera, Udemy
Биржи фрилансаB2C, C2C, B2BUpWork, Freelance.ru
Поиск жильяC2C, B2BAirB2B, booking.com

Недостатки маркетплейсов

Недостатков, как таковых, у маркетплейсов нет. Это очень хорошая модель для бизнеса. Если смотреть на маркетплейсы, как на канал привлечения клиентов, он может быть очень эффективным. Но, если магазином на prom.ua ограничивается ваше присутствие в интернете, у вас может быть проблема.

Сложно построить бренд и работать над лояльностью клиентов, если покупатели делают заказы на Розетке, Алло или Проме. Нет айдентики вашего бренда.

Купив товар на Розетке, даже если вы указаны продавцом, покупатель все равно вернется на маркетплейс. Люди помнят успешный покупательский опыт и покупку будут ассоциировать с площадкой, на которой ее оформили. Важно, чтобы маркетплейсы не выступали основным каналом продаж. Если это так, значит в остальных направлениях лидогенерации ваш сайт недорабатывает.

Тренды и перспективы

Все крупные интернет-магазины и площадки превратятся в маркетплейсы. Успешные кейсы Розетки, Алло и других не дают покоя многим собственникам интернет-магазинов. С расширением AliExpress и Amazon, усилением крупных украинских игроков рынок будет насыщен. Останутся либо крупные маркетплейсы, либо топовые нишевые магазины. И нет полной уверенности в том, что «нишевость» — это плохо. Можно быть нишевым магазином и иметь лучшую экспертизу в данных товарах по стране.

Чтобы работать над превращением своего интернет-магазина в маркетплейс нужно:

  • быть готовым к работе на перспективу;
  • строить бизнес-процессы с учетом будущего масштабирования;
  • готовить огромные бюджеты на маркетинг.

Универсальной таблетки не существует. Маркетплейс — это долго, сложно и дорого. Нужно трезво оценивать все возможности и риски.

Маркетплейс в 2018: все, что нужно знать
5 / Оценили: 5

Отправить ответ

avatar